Социокультурный мир российской семьи с детьми-инвалидами: что мы знаем о нем и почему это важно знать?

  • Анна Владимировна Верещагина Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону anrietta25@mail.ru
  • Олег Васильевич Степанов Донской педагогический колледж, г. Ростов-на-Дону oleg19.53@yandex.ru
Для цитирования
Верещагина А. В., Степанов О. В. Социокультурный мир российской семьи с детьми-инвалидами: что мы знаем о нем и почему это важно знать? // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 4. С. 88-98. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.4.8

Аннотация

Мир современной семьи многолик. В нем происходят динамичные изменения, появляются и распространяются различные формы семейно-брачных отношений, различные стили семейной жизни и типы семей. Но всегда был, есть и, к сожалению, будет и дальше существовать такой тип семьи, как семья с детьми-инвалидами, так как в обществе на каждом из этапов его развития рождались дети с различными отклонениями в здоровье. В современном обществе, в том числе российском, динамика рождений таких детей значительно возросла, что объясняется многими факторами, связанными с экономическими, экологическими, медицинскими, духовно-нравственными, поведенческими и иными аспектами человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем условия для эффективной интеграции таких семей и их детей в социокультурное пространство общества в России не созданы, чему причинами являются не только факт самоустранения государства от проблем семьи и детей, от эффективной социальной политики в целом, но и исторически сложившаяся культура «закрытости» общества для тех, кто не подходит под социальные стандарты, в том числе в области здоровья. Замыкаясь на собственном социокультурном мире, семья с детьми-инвалидами остается в нем наедине со своими проблемами, а дети в ней становятся «изгоями».Что мы знаем о проблемах семьи с детьми-инвалидами? Что мы знаем о ее социокультурном мире? И почему обществу важно знать об этом? На эти вопросы авторы представленной статьи попытались дать свои ответы.
Ключевые слова:
семья, дети, детство, дети-инвалиды, семья с детьми-инвалидами, социокультурный мир семьи

Биографии авторов

Анна Владимировна Верещагина, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Доктор социологических наук, профессор
Олег Васильевич Степанов, Донской педагогический колледж, г. Ростов-на-Дону
Доктор социологических наук, профессор, директор

Литература

Верещагина А.В., Гафиатулина Н.Х. Благополучное детство как основа социального здоровья молодых поколений: индикаторы социологического измерения [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 40, № 1 (40). URL: http:// ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2016/3527 (дата обращения: 22.03.2017).



Кожушко Е.В. Причины изолированности детей-инвалидов в современном российском обществе [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/ 2013/pdf/ 3780.pdf (дата обращения: 22.03.2017).



Бубеева Б.Н. Семьи с детьми-инвалидами как объект социальной политики (на примере Республики Бурятия) : дис. … канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2011. 148 с.



Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 76–84.



Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И. Роль семьи в интеграции людей с ограниченными возможностями // Вестник КазГУКИ. 2014. № 4–1. С.83–86.



Шанталь Курильски-Ожвен. Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 155–168.



Общество и инвалиды [Электронный ресурс]. URL: http:// narofominsk. opekaweb.ru/page.php?id=400 (дата обращения: 22.03.2017).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Верещагина, А. В., & Степанов, О. В. (2017). Социокультурный мир российской семьи с детьми-инвалидами: что мы знаем о нем и почему это важно знать?. Гуманитарий Юга России, 6(4), 88-98. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.4.8
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ