Экологическое образование в вузах России: гражданский активизм в формальном образовании

  • Наталья Валерьевна Левченко Институт социологии ФНИСЦ РАН natalya_levchenk@mail.ru
Для цитирования
Левченко Н. В. Экологическое образование в вузах России: гражданский активизм в формальном образовании // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 5. С. 276-286. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.24

Аннотация

В статье анализируется процесс преподавания экологии в технических вузах РФ. Выявлены причины и особенности формирования специальности «инженер-эколог». Данные получены в результате проведённого исследования в 2014–2017 гг. методом глубинных интервью с заведующими кафедрами и преподавателями вузов. В работе показано, как ликвидация предмета «Экология» из школьной программы сказалась на уровне подготовки абитуриентов. Рассматриваются причины изменения отношения в обществе к экологическим проблемам на рубеже 2000-х гг. и спада заинтересованности к специальности «эколог». Анализируется, происходит ли процесс формирования экологически ориентированного взгляда у студентов в вузах. Показывается роль актора в процессе преподавания предметов, связанных с охраной окружающей среды, и в становлении экологической культуры.
Ключевые слова:
система образования, экологическое воспитание, просвещение, экологическая этика, преподавательская деятельность, профессиональная активность, образовательный процесс, экологическая политика, действующий субъект, акторский подход

Биография автора

Наталья Валерьевна Левченко, Институт социологии ФНИСЦ РАН
Младший научный сотрудник 

Литература

Аксенова О.В. Парадигма социального действия: профессионалы в российской модернизации. М. : Ин-т социологии РАН, 2016.



Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов [Электронный ресурс] // Высшая школа технологии и энергетики СПбГУПТД. URL: http://www.gturp.spb.ru/fkl/ief/kaf/ oos.htm (дата обращения: 20.01.2017).



Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики. Россия в окружающем мире: 2000 : аналит. ежегодник. М. : Изд-во МНЭПУ, 2000



Халий И.А. Институционализация экологической политики в России: социальные практики, стратегия государства, управленческие решения / отв. ред. И.А. Халий. М. : Ин-т социологии РАН, 2006.



Халий И.А. Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия // Полис. 2008. № 4. С. 130–139.



Ягодин Геннадий Алексеевич [Электронный ресурс] // Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. URL: http://www.muctr.ru/ univsubs/infacol/ihpur/faculties/f6/yagodin. php (дата обращения: 03.02.2017).



Ягодин Геннадий Алексеевич [Электронный ресурс] // Megadook. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: http://megabook.ru/article (дата обращения: 03.02.2017).



Яницкий О.Н. Транснационализация гражданского общества: на примере неправительственных экологических организаций в трех постсоветских странах // Мир России. 1999. № 1–2. C. 135–150.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Левченко, Н. В. (2017). Экологическое образование в вузах России: гражданский активизм в формальном образовании. Гуманитарий Юга России, 6(5), 276-286. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.24
Раздел
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ