Рождаемость у женщин с разным уровнем образования: текущее состояние и прогнозные сценарии

  • Владимир Николаевич Архангельский МГУ имени М. В. Ломоносова; РАНХиГС; ИСЭПН РАН archangelsky@yandex.ru
    Elibrary Author_id 77068
  • Юлия Викторовна Зинькина РАНХиГС; МГУ имени М. В. Ломоносова juliazin@list.ru
    Elibrary Author_id 169202
  • Сергей Георгиевич Шульгин РАНХиГС sergey@shulgin.ru
    Elibrary Author_id 494887
Выражение признательности
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фондапроект № 17–78–20096
Для цитирования
Архангельский В. Н., Зинькина Ю. В., Шульгин С. Г. Рождаемость у женщин с разным уровнем образования: текущее состояние и прогнозные сценарии // Народонаселение. 2019. Том 22. № 1. С. 21-39. DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00002

Аннотация

В статье анализируются показатели рождаемости у женщин России с разным уровнем образования (1) высшее и неполное высшее; (2) среднее профессиональное и ниже. Анализируются средние числа рожденных детей в реальных поколениях женщин с использованием баз микроданных переписи 2010 г. и микропереписи 2015 г. В качестве дополнительных (в том числе при построении возрастных моделей рождаемости) используются также данные Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения. В поколениях, заканчивающих процесс деторождения, среднее число рожденных детей составляет 1,5 для женщин с высшим и неполным высшим образованием и 1,8 для женщин со средним профессиональным и более низким образованием. Рассматриваются три прогнозных сценария. Сценарий сохранения в реальных поколениях женщин постоянной величины среднего числа рожденных детей (1,5 и 1,8 соответственно) и неизменности возрастной модели рождаемости, на наш взгляд, может рассматриваться как наиболее вероятный. В качестве низкого варианта рассматривается сценарий сокращения среднего числа рожденных детей до наименьшего уровня, который имел место в реальных поколениях женщин 1960-х —  первой половины 1970-х гг. рождения, или несколько меньше. При определении высокого варианта прогнозного сценария в отношении среднего числа рожденных детей по двум образовательным группам женщин учитывались данные об ожидаемом и желаемом числе детей Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения 2017 г. Прогнозные сценарии рассчитаны до поколения женщин 2035 г. рождения, которые к 2050 г. достигнут репродуктивного возраста.
Ключевые слова:
рождаемость, реальные поколения женщин, зависимость рождаемости от образования, прогнозные сценарии рождаемости

Биографии авторов

Владимир Николаевич Архангельский, МГУ имени М. В. Ломоносова; РАНХиГС; ИСЭПН РАН
кандидат экономических наук, заведующий сектором Центра по изучению проблем народонаселения МГУ имени М. В. Ломоносова; ведущий научный сотрудник РАНХиГС; старший научный сотрудник ИСЭПН РАН
Юлия Викторовна Зинькина, РАНХиГС; МГУ имени М. В. Ломоносова
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник РАНХиГС; преподаватель факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова
Сергей Георгиевич Шульгин, РАНХиГС
кандидат экономических наук, заместитель заведующего Международной лаборатории демографии и человеческого капитала

Литература

Захаров С. В. Какой будет рождаемость в России? // Демоскоп weekly 2012. — № .495–496. [Электронный ресурс]. —– Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0495/tema01. php (дата обращения 27.01.2019)



Фрейка Т., Захаров С. В. Эволюция рождаемости в России за полвека: оптика условных и реальных поколений // Демографическое обозрение. — 2014. — Т . 1. — № . 1. — С . 106–143. [Электронный ресурс]. —– Режим доступа: https://demreview.hse.ru/article/view/1828/2551 (дата обращения 27.01.2019)



Архангельский В.Н., Зинькина Ю. В., Коротаев А. В., Шульгин С. Г. Современные тенденции рождаемости в России и влияние мер государственной поддержки // Социологические исследования. — 2017. — № . 3. — С . 43–50.



Андреев Е.М., Захаров С. В. Микроперепись — 2 015 ставит под сомнение результативность мер по стимулированию рождаемости // Демоскоп Weekly — 2 017. — № 711–712. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2017/0711/tema01.php (дата обращения 27.01.2019)



Архангельский В. Н. Факторы рождаемости. М.: ТЕИС, 2006.



Андреев Е., Бондарская Г., Харькова Т. Падение рождаемости в России: гипотезы и факты // Вопросы статистики. — 1998. — № 10. — С . 82–93.



Рябкова С.А., Мусихина И. А., Черепанина Н. В. Демографическая закономерность: зависимость уровня рождаемости от уровня образования // Инновационные технологии в управлении. М.: МАКС Пресс, 2017. — С . 198–202.



База микроданных переписи населения 2010 г. [Электронный ресурс]. — Р ежим доступа: http://vpnmicrodata.gks.ru/webapi/jsf/tableView/tableView.xhtml (дата обращения 27.01.2019)



Базы микроданных микропереписи населения 2015 г. [Электронный ресурс]. — Р ежим доступа: http://vpnmicrodata.gks.ru/webapi/jsf/tableView/tableView.xhtml (дата обращения 27.01.2019)



База микроданных Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения 2012 г. [Электронный ресурс]. — Р ежим доступа: (http://std.gmcrosstata.ru/webapi/jsf/tableView/ tableView.xhtml) (дата обращения 27.01.2019)



Андреев Е.М., Бондарская Г. А. Можно ли использовать данные об ожидаемом числе детей в прогнозе численности населения // Вопросы статистики. — 2000. — № 11. — С . 56–62.



Итоги Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения 2017 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/RPN17/index.html (дата обращения 27.01.2019)
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Архангельский, В. Н., Зинькина, Ю. В., & Шульгин, С. Г. (2019). Рождаемость у женщин с разным уровнем образования: текущее состояние и прогнозные сценарии. Народонаселение, 22(1), 21-39. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00002
Раздел
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ПРОГНОЗЫ