Cоциокультурные и институциональные противоречия: вызовы для инновационного развития России

Наталья Николаевна Зарубина

Ссылка при цитировании


Зарубина Н. Н. Cоциокультурные и институциональные противоречия: вызовы для инновационного развития России. — Социологическая наука и социальная практика, 2014. Т. 0. № 2. C. 5-22.

Аннотация


В статье рассматриваются социокультурные и институциональные проблемы инновационного развития современной российской экономики . Автор приходит к выводу, что важнейшим тормозом для инновационного развития во всех сферах социальной, экономической, культурной жизни России является не отсутствие социальных инноваций, а их слишком высокий темп. Социальная жизнь в России на протяжении нескольких столетий складывается в условиях постоянных трансформаций, представляющих собой попытки неорганичной модернизации, осуществлявшейся сверху. Реформирование экономики в 1990-х годах вышло за рамки допустимого «шага новизны» и вызвало упрощение и архаизацию хозяйства и человеческого капитала: закрытие и перепрофилирование высокосложных и наукоёмких современных производств, деквалификацию рабочей силы. Российский рынок и предпринимательство как сложившаяся система институтов сами по себе не мотивируют инновационное поведение участников. Более того, вследствие ориентации на немедленную рентабельность могут блокироваться именно инновационные виды деятельности, плохо поддающиеся выражению через формальные денежные показатели. Значительная часть общества испытывает отчуждение от происходящих изменений Реакцией на отчуждение от социальных инноваций стала архаизация соци¬альных практик. Она представляет собой более или менее осознанный отказ от инноваций в различных областях жизнедеятельности из-за их недоступности, недостаточности институциональных условий их освоения.
Для активизации инновационного потенциала российского общества необходимо, во-первых, совершенствовать хозяйственные институты таким образом, чтобы минимизировать возможности получения незаслуженного вознаграждения, сократить рентоориентированное предпринимательство, и одновременно стимулировать инновационные формы бизнеса. Во-вторых, необходимо снизить уровень социального неравенства и расслоения общества, сократить удельную массу социальных групп, адаптация которых к усложнению социума обеспечивается за счёт архаизации социальных практик, а не внедрения инноваций. В-третьих, снизить темпы неорганичных дисфункциональных социальных инноваций, сократить «шаг новизны».


Ключевые слова


социальные инновации; инновативность; «шаг новизны»; социальное неравенство; сложное общество; адаптация; архаизация; повседневная жизнь

Полный текст:

PDF

Литература


Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. III. М.: Изд-во ФО СССР, 1991. — 470 с.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма В кн.: Вебер М. Избранные произведения М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Возьмитель А. А. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России. М.: ИС РАН, 2012. — 230 с.

Готово ли российское общество к модернизации? Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2010. - 180 с.

Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. — М.: Весь Мир, 2011. — 328 с.

Даниленко Л. Н. Феномен рентоориентированного поведения в инсти-туциональном аспекте // Мир России, 2013. Т. 22, № 3. с. 35-59.

Ерасов Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002. - 524 с.

Зарубина Н. Н. Деньги как социокультурный феномен. М.: Анкил, 2011. — 200 с.

Кравченко С. А. Социальные реалии и социология: подходы // Россия реформирующаяся Ежегодник Вып. 9. М.: Новый хронограф, 2010. С. 24-43.

Кравченко С. А. Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности. М.: МГИМО-Университет, 2012. — 306 с.

Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. М.: Логос, 2008. — 328 с.

Лебедева Н. М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Журнал ГУ-ВШЭ «Психология». 2008. Т. 5, № 2. С. 68 — 88.

Лебедева Н. М. Ценности и отношение к инновациям российских и ка-надских студентов // Психологический журнал, 2009, Т. 30, № 5. С. 110-121.

Лотман Ю. М. Проблема знака и знаковой системы в типологии русской культуры XI—XIX веков. В кн.: Лотман Ю. М. Чему учатся люди. М.: Центр Книги Рудомино, 2010. — 416 с.

Наше купечество и торговля с серьёзной и карикатурной стороны М., 1867— 1868. — 228 с.

О чём мечтают россияне. Идеал и реальность. М.: Весь мир, 2013. — 400 с.

Сергеев Д. В. Социально-культурная ситуация в России начала XXI в.: рецидивная культура, архаизация, изобретенная архаика // Мир России, 2012, № 3. С. 100 — 118.

Фромм Э. Человек для самого себя. Минск: Харвест, 2003. — 352 с.

Харрисон Л. Способствуя прогрессивным преобразованиям в культуре // Культура имеет значение. М.: Московская школа политических исследований, 2002. — 320 с.

Шувалова О. Р. Индикаторы инновационного климата в России (по итогам массовых опросов населения) // Форсайт, 2010, Т. 4, № 1. С. 41.

Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с нем. М.: Эксмо, 2007. — 864 с.

Шютц А. Возвращающийся домой. В кн.: А. Шютц. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003. — 336 с.

Ясин Е. Г., Лебедева Н. М. Культура и инновации. К постановке проблемы // Форсайт, 2009, № 2 (10). С. 16-26.

Ясперс К. Истоки истории и её цель Вып. 1, М.: ИНИОН, 1991. — 217 с.

Schwartz S. H., Bardi A. Value Hierarchies Across Aultures: Taking a Similarities Perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2001, v. 32.

Shane S. Why Do Some Societies Invent More Than Others? // Journal of Business Venturing, 1992, № 7.

Weber M. Gesammelte Aufsaetze zur Religionssoziologie. B. I. Konfuzianismus und Taoismus. Tuebingen, 1923. — 708 S.


Ссылки

  • Ссылки не определены.