Библиотека как институт, потенциально влияющий на формирование идентичностей читателей (на примере Уфы)

Павел Васильевич Фадеев

Ссылка при цитировании


Фадеев П. В. Библиотека как институт, потенциально влияющий на формирование идентичностей читателей (на примере Уфы). — Социологическая наука и социальная практика, 2018. Т. 6. № 2. C. 126-136. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5861.

Аннотация


В статье рассматривается роль библиотеки для российского общества на примере столицы полиэтничной Республики Башкортостан – г. Уфы. Роль эта оказалась не столь велика – в Уфе услугами библиотек пользуются около 10% от всего населения города. В интервью молодые читатели признаются, что посещение библиотеки чаще всего связано необходимостью, возникающей в ходе учёбы, при этом библиотеки практически не упоминаются как места проведения досуга. Несмотря на усилия работников по популяризации чтения, оснащению библиотек компьютерами с доступом к интернету, библиотеку вряд ли можно назвать «модным местом». Тем не менее библиотеки Уфы стараются идти в ногу со временем. Ориентация читателей осуществляется через организацию клубов по интересам (семейных, информационно-досуговых, искусствоведческих, краеведческих и других), форумов, конкурсов, акций и др. В статье даётся попытка объяснения потенциала библиотек при формировании идентичности возможных пользователей этого канала информации. Для реализации этой задачи автор провёл анализ мероприятий сайта библиотек Уфы за 2017 г., который показал разнообразие тем мероприятий, закладывающих основы российской и башкортостанской идентичностей. Тематика встреч, организуемых библиотечными работниками, определяется актуальной повесткой, включающей: государственные и местные праздники, дни рождения писателей, презентации книг и др. Анализ показал, что тематика мероприятий библиотек более всего направлена на военно-патриотическое воспитание молодёжи. Среди множества тем, обсуждаемых в стенах библиотеки, особое значение для российского полиэтнического общества имело обеспечение межкультурного диалога через знакомство читателей с достижениями разных культур. С точки зрения иерархии формируемых идентичностей российская и башкортостанская идентичности оказалась наиболее часто упоминаемыми. А вот татарская культура оказалась не представлена на библиотечных мероприятиях в сопоставимой мере с русской и башкирской. Также малое внимание на мероприятиях уделялось религиозным идентичностям (мусульманской, православной и другим).

Ключевые слова


библиотека; идентичность; государственно-гражданская идентичность; республиканская идентичность; уфимская идентичность; гражданственность; патриотизм; межэтнические отношения; межнациональное (межэтническое) согласие

Литература


В Уфе состоялся Праздник поэзии [Электронный ресурс] // Централизованная система массовых библиотек Уфы URL: http://www.ufa-lib.ru/в-уфе-состоялся-праздник-поэзии (Дата обращения: 10.04.2018).

Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. Автореф. ... докт. пед. наук: 05.25.03 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКиИ, 2006. 304 с.

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 [Электронный ресурс] // Башстат. URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/7ba81d004e64acd68cc5ef21f378d622 (Дата обращения: 10.04.2018).

Отчёт о работе Муниципального бюджетного учреждения [Электронный ресурс] // Централизованная система массовых библиотек городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2017 год. URL: http://arhiv.ufa-lib.ru/assets/files/report2017.pdf (Дата обращения: 10.04.2018).

Присоединение Башкортостана к России [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Присоединение_Башкортостана_к_России (Дата обращения: 10.04.2018).

Централизованная система массовых библиотек Уфы. Книга памяти [Электронный ресурс] // URL: http://www.ufa-lib.ru/книга-памяти (Дата обращения: 10.04.2018).




DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5861

Ссылки

  • Ссылки не определены.