Использование модели Раша для измерения эффективности программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов: методический опыт

Анатолий Андреевич Маслак, Наталья Ивановна Ковалева, Любовь Григорьевна Юрченко

Ссылка при цитировании


Маслак А. А., Ковалева Н. И., Юрченко Л. Г. Использование модели Раша для измерения эффективности программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов: методический опыт // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2012. № 34. C. 105-130.

Аннотация


Цель данного исследования – измерение эффективности программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов к образовательной среде «Мы вместе» в рамках теории латентных переменных. Дано операциональное определение латентной переменной «эффективность программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов к образовательной среде» в виде набора индикаторов. Решены следующие задачи: определена степень совместимости индикаторов, используемых для измерения эффективности воспитательной программы, сконструирована линейная шкала для измерения социально-психологической адаптации детей-мигрантов, определено местоположение респондентов и пунктов опросника на сконструированной линейной шкале. Оценка воспитательной программы «Мы вместе» дана в рамках теории латентных переменных на основе рандомизированного сравнительного эксперимента типа «до – после».

Ключевые слова


измерение латентных переменных; модель измерения; измерение эффективности воспитательной программы

Полный текст:

PDF

Литература


Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. Copenhagen: Danish Institute for Educational Research, 1960 / Expanded edition, with foreword and afterword by B.D. Wright. Chicago: University of Chicago Press, 1980.

Andrich D. Advanced Social and Educational Measurement. Perth, Western Australia: Murdoch University, 2001.

Andrich D. Rasch Models for Development. L.: Sage Publications, Inc., 1988.

Bezruczko N. Rasch Measurement in Health Sciences. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2005.

Bond T.G., Fox C.M. Applying the Rasch Model: Fundamental Measurement in the Human Sciences. Mahwah; N.J.; Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2001.

Maslak A.A., Karabatsos G., Anisimova T.S., Osipov S.A. Measuring and Comparing Higher Education Quality between Countries Worldwide // Journal of Applied Measurement. 2005. Vol. 6. No. 4. P. 432–442.

Smith E.V., Smith M.S. Introduction to Rasch Measurement: Theory, Models and Applications. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2004.

Wright B.D., Masters G.N. Rating Scale Analysis. Chicago: MESA PRESS, 1982.

Wright B.D., Stone M.H. Best Test Design. Chicago: MESA PRESS, 1979.

Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2007.

Маслак А.А., Махненко А.Я., Поздняков С.А. Методика измерения латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 2. Ч. 3. С. 19 – 23.

Маслак А.А., Поздняков С.А. Методика измерения и мониторинга уровня жизни населения в субъектах Южного федерального округа Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2008. Т. 4, № 10. С. 159 – 171.

Маслак А.А., Поздняков С.А. Модель Раша для проверки качества метода измерения толерантности // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2008. № 26. С. 87–104.

Маслак А.А., Поздняков С.А., Данилов А.А. Измерение уровня развития инфраструктуры сферы образования // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 102–108.

Данилов А.А., Маслак А.А. Исследование точности измерения латентной переменной в зависимости от числа градаций индикаторных переменных // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5. № 11. С. 106 – 114.

Ковалева Н.И. Особенности адаптации детей-мигрантов // Социально- гуманитарные знания. Региональный выпуск. Краснодар, 2009. С. 375–378.

Ковалева Н.И. Проблемы этнической идентичности детей-мигрантов // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М.: Федерации психологов образования России, 2008. С. 93–94.

Ковалева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации // Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования России 13-15 декабря 2007 года. М.: Федерации психологов образования России, 2007. С. 377–378.

Ковалева Н.И. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения // Психология образования: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Славянск-на-Кубани, 26-27 апреля 2007 г.) / Под ред. Е.Ю. Пряжниковой. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2007. С. 22–26.

Юрченко Л.Г., Ковалева Н.И. Психологические особенности культурно-образовательной среды детей-мигрантов // Материалы II Международной научно-практической конференции «Этнические и межэтнические проблемы современного российского общества». Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. С. 147–154.

Andrich D., Sheridan B.S., Luo G. Rumm2020: Rasch Unidimensional Measurement Models. RUMM Laboratory Perth, Western Australia, 2003.


Ссылки

  • Ссылки не определены.