Методика психологического рисунка в качественном исследовании социальных установок

Ольга Тимофеевна Мельникова, Юлия Александровна Шайдуллина

Ссылка при цитировании


Мельникова О. Т., Шайдуллина Ю. А. Методика психологического рисунка в качественном исследовании социальных установок // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2005. № 21. C. 108-127.

Аннотация


В статье обсуждаются возможности качественного подхода к изучению социальных установок, затрагиваются вопросы влияния социальной желательности на результаты исследования. На материалах эмпирического исследования анализируются причины расхождения в результатах, полученных с помощью блока качественных методик и методики семантического дифференциала. Обсуждается исследовательский потенциал качественной проективной методики психологического рисунка, представлены схемы анализа результатов данной методики в социальных исследованиях.

Ключевые слова


качественные методы; социальная желательность; имплицитная установка; проективные методики; методика психологического рисунка; обобщающие схемы анализа; ассоциативные методики; семантический дифференциал

Полный текст:

PDF

Литература


Мельникова О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М., 2003.

Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.

Makkai T., Mcallister I. Measuring Social Indicators in Opinion Surveys//Social Indicators Research. 1992. Vol. 27. No. 2.

Tracy P.E., Fox J.A. The Validity of Randomized Response for Sensitive Measurements//American Sociological Review. 1981. Vol. 46. No. 2.

Fasio R, Olson M. Implicit Measures in Social Cognition Research: Their Meaning and Use//Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54.

Greenwald A., Banaji M. Implicit Social Cognition: Attitudes, Self-esteem, and Stereotypes. Psychol. Rev. 102:4-27.

Greenwald A., Banaji M., Rudman L. et al. A Unified Theory of Implicit Attitudes, Stereotypes, Self-esteem, and Self-concept. Psychol. Rev. 2002. 109:3-25.

Banaji M. Implicit Attitude Can Be Measured//The Nature of Remembering: Essays in Honor of Robert G. Crowder/Ed. By H. Roediger, J. Nairne. Washington, 2001.

Bance R., Seice J., Zerbes N. Implicit Attitudes Towards Homosexuality: Reliability, Validity, and Controllability of the IAT. Z. Exp. Psychol. 2001. 48:1145-60.

Dovidio J., KawakamiK., Beach K. Implicit and Explicit Attitudes: Examination of the Relationship between Measures of Intergroup Bias//Blackwell Handbook of Social Psychology: Intergroup Processes/Ed. by R. Brown, S. Gaertner. Malden, 2002.

Mitchell J., Nosek B., Banaji M. Dissociated Implicit Attitudes: Examples from Race, Gender, and Profession//Annu. Meet. Midwestern Psychol. Assoc. Chicago, 1999.

Greenwald A., Farnham S. Using the Implicit Association Test to Measure Self-esteem and Self-concept//J. Pers. Soc. Psychol. 2000. 79:1022-38.

Greenwald A., McGree D., Schwartz J. Measuring Individual Differences in Implicit Association Test//J. Pers. Soc. Psychol. 1998. 74:1464-80.

Rudman L., Kilianski S. Implicit and Explicit Attitudes toward Female Authority//Pers. Soc. Psychol. Bull. 2000. 26:1315-28.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М., 1997.

Петренко В.Ф., Шмелев А.Г., Нистратов А.А. Метод классификации как экспериментальный подход к семантике изобразительного знака//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. 1978. № 4.

Strauss A. Qualitative Analysis for Social Scientists. N.Y., 1987.

Шайдуллина Ю.А. Графические проективные методики в изучении социальных установок личности//Отечественная психология в контексте мировой науки и практики: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004»/Под ред. А.И. Донцова, Т.Ю. Базарова. М., 2005.


Ссылки

  • Ссылки не определены.