Достойный, образовательный, современный: двухфакторная шкала измерения установки на посещение театра оперы и балета

Юлия Олеговна Папушина, Юрий Михайлович Вассерман, Дмитрий Сергеевич Корниенко

Ссылка при цитировании


Папушина Ю. О., Вассерман Ю. М., Корниенко Д. С. Достойный, образовательный, современный: двухфакторная шкала измерения установки на посещение театра оперы и балета // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2017. № 45. C. 7-43.

Аннотация


Исследование решает задачу разработки инструмента, измеряющего установку на посещение театра оперы и балета, в частности концентрируется на отношении к театру как городской культурной институции, а не к отдельным спектаклям из его репертуара. Кроме того, авторы предлагают рассматривать модность как одно из измерений установки. Применение категории модности в указанном контексте расширяет существующее представление об установке на потребление высокой культуры и дает возможность увидеть как проявляются результаты маркетинговых коммуникаций театра в мнениях горожан. Эмпирической базой исследования послужили данные, полученные методами фокусированного интервью и опросов. Для отбора суждений и анализа пригодности шкалы применялись процедура отбора суждений по Лайкерту, эксплораторный и конфирматорный факторный анализ. В результате была получена шкала из 13 суждений с высоким значением альфы Кронбаха, отражающая двухфакторную структуру установки. В заключение предложены направления будущих исследований с использованием разработанной шкалы.


Ключевые слова


установка; посетители театра; шкала Лайкерта; мода; высокая культура

Полный текст:

PDF

Литература


Баталина Ю. Андрей Борисов: Мы не рядовой театр, мы – из ряда вон! // Permopera.ru. 2017. 5 июля. URL: http://permopera.ru/media/interview/show/1629 (дата обращения: 10.10.2017).

Каневская Р. Как работает PR-отдел Пермского театра оперы и балета // Media Bitch. Независимый журнал о PR. 2015. 17 апреля. URL: http://mediabitch.ru/perm-opera-pr/ (дата обращения: 10.10.2017).

Мак-Уинни Г. Обзор исследований по эстетическим измерениям // Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. 4-е изд. / Под ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. М.: URSS, 2009. С. 250–266.

Осугд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. 4-е изд. / Под ред. Ю. М. Лотмана, В.М.Петрова. М.: URSS, 2009. С. 278–297.

Девятко Ф.И., Стародубцев С.П. Социология и искусствометрия: опыт измерения эстетических установок // Социологические исследования. 1984. № 1. С. 103–108.

Аванесов В.С. Методика измерения художественно-эстетической потребности // Психология. URL: http://docpsy.ru/testy/diagnostika-motivatsii/5045-metodika-izmereniya-khudozhestvenno-esteticheskoj-potrebnosti.html (дата обращения: 10.10.2017).

Vecco M., Srakar A., Piazzai M. Visitor Attitudes toward Deaccessioning in Italian Public Museums: An Econometric Analysis // Poetics. 2017. Vol. 63. P. 33–46.

Allport G.W. Attitudes // Handbook of Social Psychology / Ed. C. Murchison. Worcester, MA: Clark Univ. Press, 1935. P. 798–844.

Eagly A.H., Chaiken S. The Psychology of Attitudes. Orlando, FL: Harcourt Brace, 1993.

Krosnick J.A., Judd C.M., Wittenbrink B. The Measurement of Attitudes // The Handbook of Attitudes / Ed.: D. Albarracín, B.T. Johnson, M. P. Zanna. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.

Greenwald A.G., Banaji M. Implicit Social Cognition: Attitudes, Self-Esteem, and Stereotypes // Psychological Review. 1995. Vol. 102. P. 4–27.

Henerson M.E., Morris L.L., Fitz-Gibbon C.T. How to Measure Attitudes? London: Sage, 1987.

Pavlou V., Kambouri M. Pupils’ Attitudes Towards Art Teaching in Primary School: An Evaluation Tool // Studies in Educational Evaluation. 2007. Vol. 33. P. 282–301.

Chong H.J. Do We All Enjoy Singing? A Content Analysis of Non-Vocalists’ Attitudes toward Singing // The Arts in Psychotherapy. 2010. Vol. 37. P. 120–124.

DiMaggio P. Are Art-Museum Visitors Different from Other People? The Relationship between Attendance and Social and Political Attitudes in the United States // Poetics. 1996. Vol. 24. P. 161–180.

DiMaggio P., Useem M., Brown P. Audience Studies of the Performing Arts and Museums: A Critical Review // Washington, D.C.: National Endowment for the Arts, 1978

Максимова А.С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев // Социология 4М: методы, методология, математическое моделирование. 2014. № 29. C. 157–189.

Boerner S., Moser V., Jobst J. Evaluating Cultural Industries: Investigating Visitors’ Satisfaction in Theatres // The Service Industries Journal. 2010. Vol. 31. No. 6. P. 877–895.

Raajpoot N., Koh K., Jackson A. Developing a Scale to Measure Service Quality: An Exploratory Study // International Journal of Arts Management. 2010. Vol. 12. No. 3. P. 54–69.

Gilhespy I. Measuring the Performance of Cultural Organizations: A Model // International Journal of Arts Management. 1999. Vol. 2. No. 1. P. 38–52.

Hernando E., Campo S. An Artist’s Perceived Value: Development of a Measurement Scale // International Journal of Arts Management. 2017. Vol. 19. No. 3. P. 33–47.

Quellet J.-F., Savard M.-A., Colbert F. The Personality of Performing Arts Venues: Developing a Measurement Scale // International Journal of Arts Management. 2008. Vol. 10. No. 3. P. 49–59.

d’Astous A., Colbert F., d’Astous E. The Personality of Cultural Festivals: Scale Development and Applications // International Journal of Arts Management. 2006. Vol. 8. No. 2. Р. 14–23.

Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Cambrige: Harvard Univ. Press, 1984.

Lizardo O., Skiles S. Reconceptualizing and Theorizing Omnivorousness: Genetic and Relational Mechanisms // Sociological Theory. 2012. Vol. 30. No. 3. P. 263–282.

Prieur A., Rosenlund L., Skjott-Larsen J. Cultural Capital Today: A Case Study from Denmark // Poetics. 2008. Vol. 36. P. 45–71.

Ward A., Gaoy-Cal M. The Anatomy of Cultural Omnivorousness: The Case of the United Kingdom // Poetics. 2009. Vol. 39. P. 119–145.

Lizardo O. How Cultural Tastes Shape Personal Networks // American Sociological Review. 2006. Vol. 71. P. 778–807.

Prior N. A Question of Perception: Bourdieu, Art, and the Postmodern // The British Journal of Sociology. 2005. Vol. 56. No. 1. P. 123–139.

Peterson R.A. Understanding Audience Segmentation: From Elite and Mass to Omnivore and Univore // Poetics. 1992. Vol. 21 No. 4. P. 243–258.

Chan T.W., Goldthorpe J.H. Social Stratification and Cultural Consumption: The Visual Arts in England // Poetics. 2005. Vol. 35. No. 2/3. P. 168–190.

Радеев А.Е. Спор об эстетическом отношении: история и проблема // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 26–35.

Dickie G. The Myth of the Aesthetic Attitude // American Philosophical Quarterly. 1964. Vol. 1. P. 56–65.

Mead G.H. The Nature of Aesthetic Experience // International Journal of Ethics. 1926. Vol. 36. No. 4. P. 382–393.

Kemp G. The Aesthetic Attitude // British Journal of Aesthetics. 1999. Vol. 39. No. 4. P. 392–399.

Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля // Труд и искусство: избранные сочинения. М.: Астрель, 2008.

Гофман А.Б. Мода и люди, или Новая теория моды и модного поведения. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

Lee H.-K. When Arts Met Marketing: Arts Marketing Theory Embedded in Romanticism // International Journal of Cultural Policy. 2005. Vol. 11.No. 3. P. 289–305.

Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегия маркетинга исполнительских искусства. М.: Классика-XXI, 2012.

Muller S.O. Distinction, Demonstration and Enforcement of Discipline: Changes in Audience Behaviour in London and Berlin Opera Houses in the 19th century // International Review of the Aesthetic and Sociology of Music. 2006. Vol. 37. No. 2. P. 167–187.

Zukerman E. W. Construction, Concentration, and (D)continuities in Social Valuations // Annual Review of Sociology. 2012. Vol. 38. P. 223–245.

Janna M. It’s Really not Hip to Be a Hipster: Negotiating Trends and Authenticity in the Cultural Field // Journal of Consumer Culture. 2015. Vol. 15. No. 2. P. 163–182.

Blumer H. Fashion: From Class Differentiation to Collective Selection // The Sociological Quarterly. 1969. Vol. 10. No. 3. P. 275–291.

Kawamura Y. Fashion-ology. An Introduction to Fashion Studies. New York: Berg Publishers, 2004.

Kim B.K., Michael J. How Product Order Affects Market Identity: Repertoire Odering in the US Opera Market // Administrative Science Guarteriy. 2011. Vol. 56. No. 2. P. 238–256.

Jensen M., Kim B.K. Great, Madama Butterfly Again! How Robust Market Identity Shapes Opera Repertoires // Organization Science. 2014. Vol. 25. No. 1. P. 109–126.

Dantas D.C., Colbert F. Festival de Lanaudière: Differentiation in Customer Experience // International Journal of Arts Management. 2016. Vol. 18. No. 3. P. 79–85.

Morgan D.L. Integrating Qualitative and Quantitative Methods. A Pragmatic Approach. New York: Sage, 2014.

Atkinson W. The Context and Genesis of Musical Tastes: Omnivorousness Debunked, Bourdieu Buttressed // Poetics. 2011. Vol. 39. P. 169–186.

Bellevance G. Where’s high? How’s low? What’s new? Classification and Stratification inside Cultural Repertoires // Poetics. 2008. Vol. 36. No. 2/3. P. 189–216.

Hanquinet L. Visitors to Modern and Contemporary Art Museums: Towards a New Sociology of ‘Cultural Profiles’ // Sociological Review. 2013. Vol. 61. No. 4. P. 790–813.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники. 3-е изд. М.: КомКнига, 2010.

Hansen T.B. The Williness-to-Pay for the Royal Theatre in Copenhagen as a public good // Journal of Culture Economics. 1997. Vol. 21. P. 1–28.

Frey B.S. Culture and Economics // CESifo DICE Report. 2009. Vol. 1. P. 20–25.

Тросби Д. Экономика и культура. М.: НИУ ВШЭ, 2013.

Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Козлова Н. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа, 2005.

Gronow J. Taste and Fashion: The Social Function of Fashion and Style // Acta Socioliga. 1993. Vol. 36. No. 2. P. 89–100.

McCracken G. Culture and Consumption: A Theoretical Account of the Structure and Movement of the Cultural Meanings of the Consumer Goods // Journal of Consumer Research. 1986. Vol. 13. No. 1. P. 71–84.

Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования: практическое руководство. 3-е изд. М.: Вильямс, 2002.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.

Hoyle R.H., Duvall J.L. Determining the Number of Factors in Exploratory and Confirmatory Factor Analysis // The Sage Handbook of Quantitative Methodology in the Social Sciences / Ed. D. Kaplan. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2004. P. 301–315.

Meulman J.J., Kooij A.J. Van der, Heiser W.J. Principal Components Analysis With Nonlinear Optimal Scaling Transformations for Ordinal and Nominal Data // The Sage Handbook of Quantitative Methods in the Social Science / Ed. D. Kaplan. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2004.

Crombach L.J. Coefficient Alpha and the Internal Structure of Tests // Psychometrika. 1951. Vol. 16. No. 3. P. 297–334.

Kaiser H.F. The Application of Electronic Computers to Factor Analysis // Educational and Psychological Measurement. 1960. Vol. 20. No. 1. P. 141–152.

Kaiser H.F. The Varimax Criterion for Analytic Rotation in Factor Analysis // Psychomentrika. 1958. Vol. 23. No. 3. P. 187–200.

Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013.

Bentler P.M. On the Fit of Models to Covariances and Methodology to the Bulletin // Psychological Bulletin. 1992. Vol. 112. No. 3. P. 400–404.

Hu L., Bentler, P.M. Cutoff Criteria for Fit Indexes in Covariance Structure Analysis:Conventional Criteria versus New Alternatives // Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal. 1999. Vol. 6. No. 1. P. 1–55.

Schermelleh-Engel K., Moosbrugger H., Müller H. Evaluating the Fit of Structural Equation Models: Tests of Significance and Descriptive Goodnessof-Fit Measures // Methods of Psychological Research Online. 2003. Vol. 8. No. 2. P. 23–74.

Vandenberg R.J. Statistical and Methodological Myths and Urban Legend // Organizational Research Methods. 2008. Vol. 9. No. 2. P. 194–201.


Ссылки

  • Ссылки не определены.