Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность

Нелли Александровна Романович

Ссылка при цитировании


Романович Н. А. Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность // Социологический журнал, 2015. Том. 21. № 3. C. С. 63-87. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.3.2378.

Аннотация


Первые шаги к знакомству со спиртным обычно имеют вполне благовидные оправдания, которые по сути являются мифами. В статье рассматриваются семь таких мифов о водке, бытующих в российском обществе. Приводятся результаты социологических опросов, показывающих степень приверженности населения этим мифам с разницей в десять лет (на примере жителей г. Воронежа, 2003–2004 — 2014 гг.). Воронеж — типичный большой российский город, поэтому происходящие здесь изменения в общественном мнении выступают проекцией общероссийских перемен. Автор показывает, что сокращение показателей потребления водки нашими соотечественниками, отмеченное в последние годы, так или иначе связано с развенчиванием существующих мифов о ее полезности в тех или иных жизненных обстоятельствах.
В России предпринимаются шаги для снижения потребления алкоголя на душу населения, и на фоне общих экономических и культурных изменений они имеют успех. «Алкогольное лобби» добилось снижения розничной цены на водку в качестве меры по борьбе с нелегальными суррогатами, в том числе самогоном. Однако последний, в зависимости от технологии его изготовления, может быть как опасным для здоровья, так и сравнительно безвредным спиртным напитком. Неоднозначность отношения к самогону подтверждается результатами социологических опросов. Автор доказывает, что взлет спроса на самогонные аппараты вызван не только ценой, но и низким качеством алкогольной продукции на прилавках.


Ключевые слова


миф; потребление алкоголя; общественное мнение; русская водка; самогон; крепкие спиртные напитки; здоровье; качество спиртных

Полный текст:

PDF


DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.3.2378

Ссылки

  • Ссылки не определены.