Государственно-гражданская идентичность и межэтническое согласие: теоретические и социально-практические проблемы

  • Леокадия Михайловна Дробижева isras@isras.ru
Для цитирования
Дробижева Л. М. Государственно-гражданская идентичность и межэтническое согласие: теоретические и социально-практические проблемы // Власть. 2015. Том 22. № 11. С. 12-16.

Аннотация

Участники поставили и обсудили целый ряд вопросов: о гражданской идентичности в научно-политическом дискурсе и массовых общественных представлениях, о состязательности или взаимодополняемости гражданской и этнической идентичностей, характере этих идентичностей, согласии и рассогласованности в ориентирах этнополитического развития в регионах и, наконец, о том, насколько гражданская идентификация снимает межэтнические предубеждения. Докладчики отстаивали позицию, что общество самостоятельно способно выработать способы защиты от дестабилизирующего информационного воздействия. Иммунитетом от такого воздействия является культура и система ее постоянного социального воспроизводства. Опасности разрыва целостности духовно-культурного пространства противостоят традиционные российские ценности. Докладчики предприняли попытку обозначить пути управляющего воздействия на идентификационные процессы регионального сообщества в контексте укрепления общероссийской национальной идентичности: был предложен переход от линейного мышления к нелинейному, к «мышлению, ориентированному на будущее», способному обеспечить несиловое воздействие на идентификационные процессы. Было аргументировано положение о миссии федеральных университетов в формировании и укреплении общероссийской идентичности. В поиске путей укрепления российской идентичности по-новому зазвучало понятие креативной идентичности, обязывающей индивида действовать социально, вкладывать социальный смысл в поведение других и выводить осознание идентичности на уровень добровольности принятия социально-ценностных ориентаций. Особый интерес был направлен на региональное измерение поставленной на конференции проблемы. Культурно-цивилизационные процессы, протекающие в регионах в последние столетия, превратили Кавказ в открытое пространство, в арену выяснения взаимоотношения различных геополитических сил. Противостоять угрозе развития военного сценария с катастрофическими последствиями в исторической судьбе многих народов кавказского сообщества можно лишь активно взаимодействуя с другими культурами, прежде всего с русской. На базе межкультурного взаимодействия, диалога и соразвития интегрирование евразийской территории может стать успешным проектом. Учет исторического опыта культурного взаимовлияния народов Северного Кавказа и историческая память помогутт сформировать социокультурное ядро в структуре социально-политических идентификаций. Это было подтверждено результатами исследований, выявивших, что национально-патриотические ориентации в политическом сознании россиян занимают значимые позиции, а россияне, включая молодежь,- преимущественно государственники. Современные ценности не вытесняют традиционные, а встраиваются в них, давая путь новым интегрированным гибридным ценностям. Поэтому эффективное регулирование скорее должно основываться на маневрировании между двумя этими трендами - в этом случае возможна подлинная гражданская консолидация.
Ключевые слова:
российская идентичность, национальная безопасность, информационное общество, культурно-цивилизационные процессы, Северный Кавказ, межкультурное взаимодействие, историческая память, диалог, соразвитие, патриотизм, гражданская консолидация

Литература

Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра (рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева). 2013. М.: РОССПЭН. 485 с.



Дробижева Л.М. 2011. Российская идентичность и межэтнические отношения. – Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров.



М.: Весь Мир. С. 210-227.



Дробижева Л.М. 2012. Ресурс межнационального согласия и баланс нетерпимости в современном российском обществе. – Мир России. № 4. С. 91-110.



Паин Э.А. 2004. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М.: Институт социологии РАН. 328 с.



Россия реформирующаяся: Ежегодник 2012 (отв. ред. М.К. Горшков). 2012. М.; СПб.: ИС РАН; Нестор-История. 564 с.



Семененко И.С. 2013. Социокультурная модернизация и конфликт идентичностей. – Россия реформирующаяся. Ежегодник 2013. М.: Новый хронограф. С. 111-131.



Тишков В.А. 1990. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе. – Вопросы философии. № 12. С. 3-15.



Тишков В.А. 1993. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. – Вопросы социологии. № 1-2. С. 3-38.



Тишков В.А. 2013. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука. 649 с.



Habermas J. 1986. L’espace public: archeologie de la publicite comme dimension constitutive de la societe bourgeoise. Paris.Thomas W.I., Znaniecki F. 1918. The Polish Peasant in Europe and America. N.Y. Knopt. Vol. 1
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Дробижева, Л. М. (2015). Государственно-гражданская идентичность и межэтническое согласие: теоретические и социально-практические проблемы. Власть, 22(11), 12-16. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/1634
Выпуск
Раздел
ТЕМА