Роль профессиональных династий в академической среде российского общества

Оксана Юрьевна Посухова

Ссылка при цитировании


Посухова О. Ю. Роль профессиональных династий в академической среде российского общества // Власть, 2018. Том. 26. № 7. C. 89-95. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v26i7.5935.

Аннотация


Академические династии являются одним из институтов воспроизводства и развития научной деятельности, их можно рассматривать как носители интеллектуального и символического капитала. Вместе с тем роль профессиональных династий в академической среде может оцениваться двояко. Конструктивность академических династий проявляется в социализации молодого поколения, создании профессионального фона не только для членов династии, но и для других, становясь при этом ядром успешно действующих научных коллективов. Династии также могут рассматриваться как носители стандартов профессионализма, обеспечивая устойчивое развитие научной среды. Но династия может представлять собой не только механизм преемственности научной деятельности, но и монополию, которая способствует возникновению фильтров, закрытости научного сообщества, что говорит о ее деструктивном потенциале.

Ключевые слова


академическая династия, профессионализм, монополия, ресурсы, символический капитал

Полный текст:

PDF

Литература


Бек У. 2000. Общество риска. М.: Прогресс-Традиция. 383 с.

Бернал Дж. 1956. Наука в истории общества. М.: Издательство иностранной литературы. 736 с.

Бляхер Л. 2015. Провинциальная наука в «лихие 90-е»: время упущенных возможностей. – Знак вопроса. № 2. С. 45-52. Доступ: http://gefter.ru/archive/14963 (проверено 08.07.2018).

Бурдье П. 2005. Поле науки. – Sociologos 2005. Социология под вопросом. Социальные науки в постструктуралистской перспективе. М.: Праксис; Институт экспериментальной социологии. 304 с.

Волков Ю.Г. 2016. Социальная имитация: опыт анализа символической социальной реальности. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 112 с.

Гуцапенко Л.А. 2013. Социальные инновации и квазиинновации в человеческом измерении. – Новые идеи в социологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 479 с.

Дискин И.А. 2011. Россия, которая возможна. М.: Юрист. 175 с.

Душина С.А., Ащеулова Н.А. 2013. Академическая карьера ученого: обзор семинара. – Социология науки и технологий. Т. 4. № 2. С. 158-163.

Кривоносов Ю.И. 2004. Академические выборы: два конфликта с властью с разницей в 38 лет. – ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция. М.: Диполь-Т. 224 с. Доступ: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/ihst/2004/krivonosov.htm (проверено 08.07.2018).

Млечин Л. 2018. Династии, кланы и семьи в России. От Ленина до Путина. М.: Центрполиграф. 320 с.

Николаев В.Г. 2003. Условия и перспективы социологии в современной России: к социологии российских социологий. – Социология и современная Россия. М.: ГУ-ВШЭ. С. 5-25.

Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. 2011. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара. 480 с.

Россия: трансформирующееся общество (под ред. В.А. Ядова). 2001. М.: Канон-Пресс-Ц. 640 с.

Ткач О.А. 2007. Заводские династии в современных рыночных условиях. – Человек и труд. № 12. С. 69-81. Доступ: http://chelt.ru/2007/12-07/tka4_12-7.html (проверено 08.07.2018).

Тощенко Ж.Т. 2016а. Смысл жизни: новое в теории и методологии социологического знания. – Проблемы теоретической социологии. Вып. 11. СПб: Изд-во СПбГУ. С. 134-147.

Тощенко Ж.Т. 2016б. Социология жизни. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 399 с.

Флорида Р. 2011. Креативный класс: люди, которые меняют мир. М.: Классика-XXI. 430 с.

Шереги Ф.И., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. 2002. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования. 552 с.




DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v26i7.5935